Школа игры на клавишных инструментах.
Теория
Школа игры на шестиструнной гитаре
Школа игры на клавишных инструментах
Школа игры на ударных инструментах
Музыкальная библиотека
Заходи не бойся...
Школа игры на бас-гитаре
Блюзовая гамма. Блюз

 
 
Прежде всего хочется отметить, что блюз - это самая обычная песня на трёх аккордах, мажорный блюз - мажорная песня, минорный блюз - минорная. "Гармония" подавляющего большинства блюзов не выходит за пределы одной тональности, при этом почти все они имеют двенадцатитактовую форму, устроенную по одной и той же логике.
Так в чём же тогда заключён феномен блюза? Что вот уже больше ста лет, со времени появления блюза на мировой музыкальной сцене, интерес к нему только растёт.
Всё дело в так называемых "блюзовых" нотах, вернее в том колорите, который они вносят в звучание мажорной тональности.
В разных источниках можно отыскать разные варианты блюзовой гаммы, которые можно обобщить следующим образом. Простейшая блюзовая гамма выглядит как минорная пентатоника с добавленным тритоном. Если проанализировать её строение, то мы увидим, что она состоит из главных ступеней лада: I (первой), IV (четвёртой), V (пятой) и ещё тех нот, которые называют блюзовыми - пониженная III (третья), пониженная V (пятая) и пониженная VII (седьмая) ступени, их ещё называют минорными. В то же время, тональность мажорная и, естественно, обигрывается мажорной гаммой. Вот наложение этих двух гамм и составляет полную блюзовую гамму. (Смотрите рисунок ниже).
Минорный блюз не так богат гармонически как мажорный. Потому что простейшая блюзовая гамма, как упоминалось выше, почти совпадает с минорной пентатоникой, за исключением добавленной пониженной V (пятой) ступени. 
Как уже обсуждалось в предыдущих разделах, разница между одноимёнными тональностями составляет три ключевых знака, при общей тонике и квинте. По определению одноимённые тональности даже не относятся к первой степени родства. Именно такая большая разница между одноимёнными тональностями и создаёт условия для блюзового звучания. Если при обигрывании мажорного блюза мажорной гаммой мы понижаем III (третью) и VII (седьмую) ступень, то наша гамма практически превратится в дорийский минор. Таким образом на звучание одной тональнсти накладывается звучание другой тональности, переводя наш слух в состояние политональности. Поэтому, чтобы играть блюз нужно иметь достаточно развитый слух.

Блюзовую гамму так же стоит рассмотреть в пяти диатонических позициях. Обратите внимание на то, что пять блюзовых позиций очень похожи на пять пентатонических позиций.
Блюзовая гамма в пяти диатонических позициях
Ниже представленно некоторое количество блюзовых последовательностей. Каждая строчка этой таблицы представляет собой двенадцатитактовый блюз. Двойные вертикальные линии разделяют каждый блюз на три логические части, часто обозначаемые как  "А, А, В" (буквы английские) или "вопрос, вопрос, ответ". Гармонические последовательности записаны римскими цифрами, обозначающими ладовые ступени. Такая запись является универсальной и подходит для любой тональности. Нужно только перевести цифры в ноты выбранной тональности. Проанализируйте эту таблицу и обратите внимание на похожесть частей А, А, В, в разных блюзовых последовательностях. Первые четыре такта почти всегда начинаются с первой ступени лада, следующие четыре такта (с пятого по восьмой включительно) почти всегда начинаются с IV (четвёртой ступени) и последние четыре такта (с девятого по двенадцатый включительно) тоже почти всегда начинаются со II (второй) ступени лада.
Мажорно-локрийская позиция
   Минорная позиция
  Дорийская позиция
  Фригийски-лидийская позиция
  Миксолидийская позиция
оглавление
    © musicsch.com 2008-2010 GennadiyKlyuevskiy
Гармонические особенности блюза


 
Школа игры на ударных инструментах
Теория

Фрагменты видео школы "Музыка из-под пальцев"
Основы импровизации на гитаре.
Созданной по материалам этого сайта.
Подписывайтесь, материал будет пополнятся!