Школа игры на клавишных инструментах.
Теория
Школа игры на шестиструнной гитаре
Школа игры на клавишных инструментах
Школа игры на ударных инструментах
Музыкальная библиотека
Заходи не бойся...
Школа игры на бас-гитаре
  Обращения трезвучий
 

 
Трезвучие, состоя из трёх нот, имеет три обращения. Чтобы понять суть обращений рассмотрим их на фортепиано. Итак, трезвучие С (до мажор) состоит из нот: С(до) - первая ступень, Е (ми) - третья ступень,  G (соль) - пятая ступень гаммы до мажор. Возьмём эти ноты одновременно С, Е, G - такое расположение нот внутри трезвучия, называют "основным видом" или просто трезвучие. Теперь перенесём ноту С(до) на октаву выше, самой низкой нотой теперь будет нота Е (ми). Е, G, C - такое расположение называют секстаккордом (из-за образующегося интервала малой сексты между крайними звуками). Наконец перенесём ноту Е (ми) на октаву выше и получим последнее обращение данного трезвучия. Самой низкой теперь будет нота G (соль). Это обращение называют кварт-секстаккордом (из-за кварты между первым и вторым звуком, интервала большой сексты между крайними звуками). Следующий перенос ноты G (соль) на октаву выше приведёт нас к исходному расположению С, Е, G , тоесть к основному виду, но на октаву выше.
Теперь рассмотрим как распологаются трезвучия на грифе гитары. Благодаря тому, что гитара имеет шесть струн, мы можем расположить каждое обращение два раза, как показанно на рисунке ниже.  Получилось три фигуры, каждая из которых начинается на шестой струне и заканчивается на первой струне. При этом первая фигура, которая начинается от первой ступени, ноты С (на шестой струне, на восьмом ладу грифа гитары), в точности повторяет обращения, рассмотренные выше на фортепиано. 
Внимательно посмотрите на рисунок, обратите внимание, что обращения трезвучий получаются как при переносе левой руки в следующую форму, так и при спуске левой руки на одну струну вниз.

Очень важно помнить, что все тональности устроенны одинаково. Таким образом, освоив упражнение, например в тональности С (до мажор), мы можем применять выученные аппликатуры в любой тональности.
Рассмотрим каждую фигуру, полученную при обращении трезвучия С (до мажор) отдельно. Разноцветными кружочками показанны ступени лада, а однотонными аппликатуры (пальцовки).

При анализе рисунка "Обращение трезвучия в тональности С (до мажор)" можно заметить, что любой фрагмент из трёх нот на фигурах обращений, является либо трезвучием в основном виде, либо секстаккордом, либо квартсекстаккордом.
Как уже отмечалось выше, обращение аккорда не изменяет его гармоническую функцию, тоесть аккорд по сути остаётся тем же. Именно по этой причине в современной музыке очень широко применяется потактовая аккордовая запись, в которой обращения вообще никак не обозначены. Например: |G  |Am |D7 |G  ||, вы можете использовать любые обращения данных аккордов, при этом "гармония" данного отрывка никак не изменится, потому что гармонические функции аккордов зависят от того, на какой ступени лада строится аккорд, а обращения это всего лишь октавные вариации ступеней из которых состоит аккорд.
Итак, разобьём полученные нами три фигуры обращений на все возможные трёхзвучные фрагменты. Мы видим четыре уровня обращений, расположенных вдоль грифа гитары. Первый уровень начинается от третьей струны, второй уровень начинается от четвёртой струны, третий от пятой струны и четвёртый от шестой. Третий и четвёртый уровни абсолютно одинаковы по аппликатурам, так как они расположенны на струнах настроенных по квартам.
На следующих рисунках показанны рассматриваемые нами уровни в тональности G (соль мажор).

Как уже отмечалось выше, все полученные нами трезвучия, на всех уровнях, по сути являются одним и тем же трезвучием в различных его обращениях. Из этого следует, что при построении сложных аккордов, например G/A (трезвучие соль мажор с басом ля) или G/F (трезвучие соль мажор с басом фа) и т.д., нам подойдёт любое трезвучие G из выше рассмотренных, с любого уровня, любого обращения, лишь бы мы могли взять и трезвучие и бас одной рукой. Так как трезвучия и их обращения покрывают, по рассмотренному нами принципу, почти весь гриф гитары, то найти удобную комбинацию совсем не сложно.
Далее, для усвоения рассмотренного материала, предлагаются упражнения основанные на диатонических последовательностях трезвучий с тоническим басом. На каждом уровне мы можем сыграть диатоническую последовательность от любого обращения. Так как третий и четвёртый уровни аппликатурно идентичны, для упражнений можно взять первые три уровня. Таким образом, три уровня, на каждом уровне по три обращения. Всего девять разных последовательностей.
Ниже приведены все диатонические последовательности, располженные на первом уровне, тоесть диатоническая последовательность трезвучия в основном виде, диатоническая последовательность секстаккорда и диатоническая последовательность кавртсекстаккорда. Второй и третий уровень представленны диатонической последовательностью квартсекстаккорда. Всего пять упражнений. Вспомним, что диатоническая последовательность - это последовательность трезвучий, которые строятся на ступенях мажорного или минорного лада. Диатоническая последовательность в мажоре - |I  |IIm |IIIm |IV |V  |VIm |VIIm-5||, диатоническая последовательность в миноре - |Im | IIm-5|III  |IVm |Vm |VI |VII ||.  А также то, что для исполнения такой последовательности трезвучиями, нам нужно всего три разных аппликатуры. Это аппликатура мажорного трезвучия, аппликатура минорного трезвучия и аппликатура полууменьшенного трезвучия.  
Попутно представленны некоторые стандартные варианты арпеджато для правой руки. Зелёным пунктиром выделены начальные позиции. От них и начинаются представленные упражнения.
Стандартные диатонические аккорды тринадцатой ступени
             с басом на струне Е (ми) (первая суперпозиция)

Стандартные диатонические аккорды тринадцатой ступени
           с басом на струне А (ля) (вторая суперпозиция)

Приведённые ниже аппликатуры терцдецимаккордов являются стандартными для всех тональностей. Разучив их на примере тональности G (соль мажор), можно применять их и от любых других нот, любой тональности.
Следующие аппликатуры терцдецимаккордов являются вторым уровнем стандартных аппликатур "аккордов тринадцатой ступени".
Терцдецимаккорды, строящиеся на первой ступени мажорной тональности и на первой ступени минорной тональности, являются "эталонными". Все остальные диатонические терцдецимаккорды можно получить альтерируя соответствующие ступени "эталонных" аппликатур.

  оглавление
Большой мажорный терцдецимаккорд
   Малый минорный терцдецимаккорд с повышенной тринадцатой ступенью
   Малый минорный терцдецимаккорд с пониженной девятой ступенью
Большой мажорный ундецимаккорд с повышенной одинадцатой ступенью
   Малый мажорный терцдецимаккорд  (доминанттерцдецимаккорд)
   Малый минорный терцдецимаккорд
   Полууменьшенный септаккорд
   Диатоническая последовательность аккордов тринадцатой ступени первой суперпозиции
Большой мажорный терцдецимаккорд
   Малый минорный терцдецимаккорд с повышенной тринадцатой ступенью
Малый минорный ундецимаккорд с пониженной девятой ступенью
Большой мажорный ундецимаккорд с повышенной одинадцатой ступенью
   Малый мажорный терцдецимаккорд  (доминанттерцдецимаккорд)
   Малый минорный терцдецимаккорд
   Полууменьшенный септаккорд
   Диатоническая последовательность аккордов тринадцатой ступени второй суперпозиции
   Диатоническое движение трезвучия в основном виде
   Диатоническое движение секстаккорда
   Диатоническое движение квартсекстаккорда
   Диатоническое движение квартсекстаккорда
   Диатоническое движение квартсекстаккорда
   Двухоктавное арпеджио трезвучия в основном виде
   Двухоктавное арпеджио секстаккорда
   Двухоктавное арпеджио квартсекстаккорда
    © musicsch.com 2008-2010 GennadiyKlyuevskiy
Рисунок показывает действия правой руки
Рисунок показывает действия правой руки
Рисунок показывает действия правой руки
Рисунок показывает действия правой руки
Рисунок показывает действия правой руки
 
Школа игры на ударных инструментах
Теория

Фрагменты видео школы "Музыка из-под пальцев"
Основы импровизации на гитаре.
Созданной по материалам этого сайта.
Подписывайтесь, материал будет пополнятся!