Школа игры на клавишных инструментах.
Теория
Школа игры на шестиструнной гитаре
Школа игры на клавишных инструментах
Школа игры на ударных инструментах
Музыкальная библиотека
Заходи не бойся...
Школа игры на бас-гитаре
Не диатонические гаммы и аккорды
  Целотонная гамма
  Увеличенное трезвучие
  Увеличенные септаккорды
  Уменьшенные гаммы
Уменьшенные трезвучия
  Уменьшенные септаккорды с басом на струне Е(ми)
Три уровня уменьшенных септаккордовых аппликатур
  Двухоктавные уменьшенные гаммы


Уменьшенные септаккорды
  Уменьшенные септаккорды с басом на струне А (ля)
Уменьшенные септаккорды с басом на струне D (ре)
   Двухоктавная септаккордовая гамма Gdim7 
Трёхоктавная уменьшенная гамма
Трёхоктавное арпеджио уменьшенного септаккорда
 
С самого начала этого пособия мы в общем-то рассматриваем как устроенна диатоника и как диатонические структуры (выглядят) исполняются на гитаре. Когда мы делим октаву на двенадцать равных полутонов, то начинают работать законы аккустического резонанса (подобно рассмотренным на одной струне), строй становится универсальным или темперированным. Во всех октавах ноты звучат одинаково (кратно по высоте). С другой стороны наш музыкальный слух является тональным, тоесть когда мы настраиваемся на тонику, мы, во-первых, способны слышать как остальные ноты относятся к тонике (консонансно или диссонансно), а во-вторых, наш слух не может быть настроен на две тональности сразу или слышать две разные ноты как тоники одновременно. Как следствие переход из одой тональности в другую требует гармонической поддержки.
Два основных признака диатоничности ладов или гамм: 1. Семиступенность. 2. Отсутсвие хроматических последовательностей и увеличенных секунд. Лады, которые имеют оба выше означенных признака, являются диатоническими. Семиступенные лады, не отвечающие второму признаку, называют "условной диатоникой". К не диатоническим собственно относятся: хроматическая гамма, уменьшенная гамма и целотонная гамма.
Также, одним из основных свойств диатоники как тональной системы, является созвучность тетрахордов, нижнего и верхнего. Нижний тетрахорд задаёт тональность, а верхний её продолжает или развивает в той же тональности. Или наоборот, при движении в обратную сторону. Не диатонические гаммы или лады в этом смысле являются политональными, например: нижний тетрахорд уменьшенной (тон-полутоновой) гаммы в точности соотетствует минорному тетрахорду и естественно задаёт настрой на минорную тональность, но верхний тетрахорд  "ломает"  настрой на тональность, созданную нижним тетрахордом, так как сам является таким же минорным тетрахордом, но в другой тональности, отстоящей от исходной на тритон. Таким образом, уменьшенная гамма как бы пытается расположится сразу в двух минорных тональностях, находящихся в тритоновом отношении. Естественно, что для ощущения тональности это обстоятельство оказывается губительным. Подобная ситуация выявляется и при анализе целотонной гаммы, но там в тритоновом отношении находятся две мажорные тональности.

Упражнения этого раздела так же можно разделить на гаммы, трезвучия и септаккорды. Пентатоника является исключительно диатонической структурой, поэтому в данном разделе не рассматривается.
Как обычно на рисунках слева показаны ступени лада (разноцветные кружочки), а справа представлены пальцовки или аппликатуры.

  Если сыграть I первую, III третью и V пятую ступени целотонной гаммы, то получим увеличенное трезвучие.
  Целотонная гамма состоит из шести ступеней, поэтому понятие "увеличенный септаккорд" относится по сути к области диатоники. Поэтому, по аналогии с септаккордами, можно говорить о большом мажорном септаккорде с повышенной V пятой ступенью, а также доминантсептаккорде с повышенной V пятой ступенью.
  Уменьшенная гамма бывает двух видов: "полутон-тоновая" и "тон-полутоновая". В самих названиях этих гамм заложены принципы их построения. Полутон-тоновая уменьшенная гамма пересекает октаву (двенадцать полутонов), в "стиле" полутон-тон, а тон-полутоновая соответственно своему названию. При этом обе они состоят из восьми ступеней.
Аппликатура уменьшенных гамм не укладывается в одну позицию, поэтому приходится постоянно исользовать либо переходы на каждой стуне, либо расширенные позиции. Это является хорошей тренировкой после привычки к однопозиционной игре диатонических гамм.
   Уменьшенная полутон-тоновая гамма
   Уменьшенная тон-полутоновая гамма
Как обычно, I первая, III третья и V пятая ступени уменьшенной гаммы составляют уменьшенное трезвучие. Примечательным является тот факт, что обе разновидности уменьшенной гаммы имеют одно и то же трезвучие.
Обратите внимание на то, что и септаккорды построенные двух разновидностях уменьшенных гамм, также являются одинаковыми.
Одооктавное уменьшенное трезвучие построенное на полутон-тоновой уменьшенной гамме
Одооктавное уменьшенное трезвучие построенное на тон-полутоновой уменьшенной гамме
Однооктавное арпеджио уменьшенного септаккорда на основе полутон-тоновой уменьшенной гаммы
Однооктавное арпеджио уменьшенного септаккорда на основе тон-полутоновой уменьшенной гаммы
  Расположение увеличенных трезвучий на грифе гитары
  Двухоктавное арпеджио увеличенного трезвучия
  Обращения большого мажорного септаккорда с повышенной V пятой ступенью
  Двухоктавное арпеджио доминантсептаккорда с повышенной V пятой ступенью
Обращения доминантсептаккорда с повышенной V пятой ступенью
Однооктавная целотонная гамма
   Двухоктавная целотонная гамма
   Однооктавное арпеджио увеличенного трезвучия

  Двухоктавное арпеджио большого мажорного септаккорда с повышенной V пятой ступенью
   Двухоктавная полутон-тоновая уменьшенная гамма
  Двухоктавная тон-полутоновая уменьшенная гамма
  оглавление

    © musicsch.com 2008-2010 GennadiyKlyuevskiy






 
Школа игры на ударных инструментах
Теория

Фрагменты видео школы "Музыка из-под пальцев"
Основы импровизации на гитаре.
Созданной по материалам этого сайта.
Подписывайтесь, материал будет пополнятся!