Школа игры на клавишных инструментах.
Теория
Школа игры на шестиструнной гитаре
Школа игры на бас-гитаре
Школа игры на клавишных инструментах
Школа игры на ударных инструментах
Музыкальная библиотека
Заходи не бойся...
Школа игры на бас-гитаре
Мелодическая диатоника
 


 
Этот раздел написан скорее на перспективу или же для развития музыкального слуха. Потому что нет смысла сначала поступать в институт, а потом идти в начальную школу. Приблизительно в таком отношении находятся диатоника и мелодическая диатоника. Другими словами, приступать к изучению мелодической диатоники не освоив на слух натуральную диатонику, мягко говоря бесперспективное занятие.
Вообще, в музыке существует три вида гамм. Это диатонические гаммы (основа музыки), условно диатонические гаммы и не диатонические гаммы. Диатонические гаммы в свою очередь делятся на натурально-диатонические (построенные на натуральной диатонике) и мелодически-диатонические (построенные на мелодической диатонике). Дело в том, что существует всего два способа разместить пять целых тонов и два полутона, из которых состоит диатоника, так, чтобы не были нарушены принципы диатонизма (отсутствие хроматизмов и увеличенных секунд). Первый и основной - это два тона, полутон, три тона, полутон (формула мажорной гаммы)  и второй способ - это один тон, полутон, четыре тона, полутон (формула гаммы мелодического минора). При этом и натуральная, и мелодическая диатоники обладают понятием паралельных ладов. Подобно тому как на VI (шестой) ступени натурального мажорного лада строится натуральный минорный лад, так же и в мелодическом миноре, но на V (пятой) его ступени строится паралельный мелодический мажор.  В общем ситуация такова, что гамму мелодического минора следовало бы назвать условно-условная диатоника, так как она обладает всеми признаками диатоники. Не диатоническими являются всего четыре гаммы: хроматическая гамма, две разновидности уменьшенной гаммы и целотонная гамма. Все остальные гаммы являются условно диатоническими, например, гармонический минор, гармонический мажор и другие, имеющие мажоро-минорную основу, но имеющие в своём составе хроматизмы или увеличенные секунды.
Посмотрите на гамму мелодического минора, нижний тетрахорд у неё минорный, а верхний её тетрахорд мажорный. Опять складывается политональная ситуция. Именно поэтому лады мелодической диатоники предлагаются здесь для развития мелодического слуха.
    Уже зная устройство диатоники, очень просто запомнить особенности ладов, строящихся на ступенях мелодического минора, потому что мелодические лады можно представить как диатонические лады с дополнительной альтерацией. Эта дополнительная  альтерация подчиняется простому правилу. С продвижением вдоль диатонических ладов альтерируемая ступень становится на одну ступень ближе к тонике, начиная от VII седьмой ступени в дорийском миноре.
  Можно представить гамму мелодического минора, как дорийский минор с повышенной VII седьмой ступенью,
тогда на второй ступени мелодического минора будет располагаться гамма фригийского минора, но с повышенной VI шестой ступенью,
на третьей ступени мелодического минора соответственно строится лидийский мажор с повышенной V пятой ступенью,
на четвёртой ступени мелодического минора строится миксолидийский мажор с повышенной IV четвёртой ступенью,
на пятой "как бы" натуральный минор с повышенной третьей ступенью, это и есть паралельный мелодический мажор,
на VI шестой ступени мелодического минора строится локрийский минор с повышенной II второй ступенью. Это обстоятельство превращает его в минорный лад с пониженной V пятой ступенью - полууменьшенный.
И наконец, на VII седьмой ступени мелодического минора получается гамма натурального мажора, но с повышенной I первой ступенью. Последнее определение несколько странно звучит, тем не менее это так и есть, если внимательно рассмотреть аппликатуру.

  
Условная диатоника
Лады гармонического минора и гармонического мажора являются условной диатоникой. Так как, во-первых, имеют в своём составе интервалы увеличенной секунды. А во-вторых, в гармонических ладах отсутствует понятие параллельной тональности.
В гармоническом миноре, по сравнению с натуральным, повышенна VII седьмая ступень. А в гармоническом мажоре, по сравнению с натуральным, понижена шестая ступень.
А вообще, к условно диатоническим относятся все лады, сохраняющие общие признаки диатоники (мажоро-минорность), но имеющие усложнённые, за счёт хроматизмов или увеличенных секунд, тетрахорды.

   Двухоктавная гамма мелодического минора
   Двухоктавная гамма фригийски-дорийского минора
   Двухоктавная гамма мажора с расширенной квинтой
   Двухоктавная гамма лидийски-миксолидийского мажора
   Двухоктавная гамма мелодического мажора
   Двухоктавная гамма полууменьшенного минора
   Двухоктавная альтерированная гамма
  Двухоктавная гамма гармонического минора
   Двухоктавная гамма гармонического мажора
Симметрия мелодического минора
  оглавление
Названия ладов составлены по общим признакам. Некоторые имеют собственные названия - мелодический минор и мелодический мажор, некоторые названы по названиям тетрахордов их составляющих - фригийски-дорийский минор и лидийски-миксолидийский мажор. Остальные, собственно, "центр симметрии" мелодической диатоники - мажор с повышенными IV четвёртой и V пятой ступенями, полууменьшенный лад (минор с пониженной V пятой ступенью), и альтерированный лад (фригийский минор с пониженными IV четвёртой и V пятой ступенями) имеют в своём составе или повышенную или пониженную (альтерированую) V пятую ступень, поэтому минорами или мажорами их можно называть только условно.
   Лады мелодического минора
    © musicsch.com 2008-2010 GennadiyKlyuevskiy
 
Школа игры на ударных инструментах
Теория

Фрагменты видео школы "Музыка из-под пальцев"
Основы импровизации на гитаре.
Созданной по материалам этого сайта.
Подписывайтесь, материал будет пополнятся!