Школа игры на ударных инструментах
Школа игры на четырёхструнной бас-гитаре
Школа игры на шестиструнной гитаре
Школа игры на пятиструнной бас-гитаре
Школа игры на шестиструнной бас-гитаре
Диатоника. Тональность

  Диатоника в трезвучиях
  Диатоника в септаккордах
  Диатоника и пентатоника
 
 
Для того что бы лучше понять принцип построения диатонических ладов, возьмём для наглядности одну струну пятиструнного баса. Посмотрите внимательно на рисунок, по сути все семь диатонических ладов являются порождением натурального мажорного лада. Каждая ступень диатоники выступает в роли тоники для соответствующего лада.
Методика данного пособия разработана с учётом того обстоятельства, что наш "музыкальный" слух является тональным. Настроившись на какую либо тональность, мы можем легко на слух определить - какие ноты входят в данную тональность, а какие не входят. К тому же состояние настроенности на тональность является устойчивым, можно сказать, что настроившись на какую либо тональность наш слух, удобно расположившись в ней, отказывается её покидать. Такая особенность нашего слуха приводит к тому, что во-первых, будучи в состоянии настроенности на какую либо тональность наш слух, без определённой подготовки не может слышать ноты другой тональности, как таковые и во-вторых, любая взятая нота не входящая в данную тональность норовит разрушить наше комфортное ощущение тональности.

Семь диатонических ладов
Для того, что бы лучше разобраться с диатоническими ладами, рассмотрим каждый из них, в одной позиции, начиная от самой толстой струны, в данном случае от струны Е (ми). Такой подход позволяет наглядно увидеть похожесть, а также разницу между получившимися аппликатурами.
Семь диатонических ладов включают в себя: Ионийский мажор (натуральный), Дорийский  минор (+6), Фригийский минор (-2), Лидийский мажор (+4),Миксолидийский мажор (-7), Эолийский минор (натуральный), Локрийский минор (-2, -5)
Аппликатуры ионийского мажора и эолийского минора, являются эталонными. Аппликатуры остальных ладов отличаются от "эталонных" указанными альтерациями, обозначенными в данном случае цифрами. Очень часто в современной записи аккордов вместо диезов (#) и бемолей (b) применяют соответственно значки плюс (+) и минус (-). Цифрами обозначают ступени лада подверженные альтерации. Такое строение диатоники всегда, в любой тональности остаётся одинаковым и рассмотренные альтерации называют стандартными диатоническими альтерациями. Вообще для того что бы определить тональность, нужно выбрать высоту основного тона (тоники), а так же определить наклонение лада (мажор или минор), то есть выбрать один из тональных центров диатоники. Другими словами можно сказать, что устройство диатоники и есть устройством тональности нам остаётся выбрать высоту тоники и один из тональных центров.
Трезвучие состоит из I (первой), III (третьей) и V (пятой) ступеней лада. Стандартные диатонические альтерации почти не затрагивают ступеней трезвучия, поэтому при построении трезвучий на основе диатонических ладов получаем три мажорных трезвучия, три минорных трезвучия и одно трезвучие уменьшенное на седьмой ступени натурального мажора или на второй ступени натурального минора. Таким образом, достаточно три разных аккордовых аппликатуры, это - аппликатура мажорного трезвучия, аппликатура минорного трезвучия и аппликатура уменьшенного трезвучия, что бы сыграть всю гамму трезвучиями.


Септаккорды состоят из I (первой), III (третьей), V (пятой) и VII (седьмой) ступеней лада. Обратите внимание на то, что миксолидийский лад затрагивает альтерацией седьмую ступень, давая нам ещё одну аппликатуру мажорного септаккорда с пониженной VII (седьмой) ступенью. Он называется доминантсептаккорд, так как строится на V (пятой) ступени натурального мажорного лада, которая является главной представительницей  доминантовой функции внутри лада. Ещё, на VII (седьмой) ступени натурального мажора (локрийский минор), строится полууменьшенный септаккорд или минорный септаккорд с пониженной V (пятой) ступенью. Таким образом, для того, чтобы сыграть полную септаккордовую гамму, необходимо знать четыре разных септаккордовых аппликатуры. Это аппликатуры большого мажорного септаккорда, малого минорного септаккорда, малого мажорного септаккорда (доминантсептаккорд) и аппликатура полууменьшенного септаккорда. Очень важно усвоить то обстоятельство, что все эти аппликатуры универсальны и одинаковы во всех тональностях.
Пентатоника, так же как и трезвучия и септаккорды, строится на основе гамм, но по другому принципу. Трезвучия и септаккорды можно построить на основе любой гаммы (кроме хроматической), а пентатоника строится только на основе диатонических гамм. Само устройство пентатоники, является следствием устройства диатоники. Ступени подверженные альтерации в мажорных ладах диатоники - повышенная IV (четвёртая) в лидийском мажоре и пониженная VII (седьмая) в миксолидийском мажоре, как раз и отсутствуют в мажорной пентатонике. Так же и в минорной пентатонике отсутствуют ступени подверженные альтерации в диатонике. А это VI (шестая) повышенная ступень дорийского минора и II (вторая) пониженная ступень фригийского минора. Таким образом, пентатонику можно играть (оставаясь в тональности)  практически от каждой ступени диатоники кроме локрийского лада в котором альтерирована так же и V (пятая) ступень.
Пентатоника опять нас возвращает всего к трём разным аппликатурам.

   Однооктавная гамма Ионийского мажора
   Однооктавная гамма Дорийского минора
   Однооктавная гамма Фригийского минора
   Однооктавная гамма Лидийского мажора
   Однооктавная гамма Миксолидийского мажора
   Однооктавная гамма Эолийского минора
   Однооктавная гамма Локрийского минора

оглавление
  Большой мажорный септаккорд
   Малый минорный септаккорд
Малый минорный септаккорд
  Большой мажорный септаккорд
   Малый мажорный септаккорд (доминантсептаккорд)
Малый минорный септаккорд
Полууменьшенный септаккорд
   Мажорное трезвучие
   Минорное трезвучие
   Минорное трезвучие
   Мажорное трезвучие
   Мажорное трезвучие
   Минорное трезвучие
   Уменьшенное трезвучие
   Мажорная пентатоника
   Минорная пентатоника
   Минорная пентатоника
   Мажорная пентатоника
   Мажорная пентатоника
   Минорная пентатоника
   Минорная пентатоника с пониженной пятой ступенью

    © musicsch.com 2008-2010 GennadiyKlyuevskiy
 
Школа игры на ударных инструментах
Теория
Теория
Школа игры на шестиструнной гитаре
Школа игры на бас-гитаре
Школа игры на клавишных инструментах
Школа игры на ударных инструментах
Музыкальная библиотека
Заходи не бойся...