Школа игры на ударных инструментах
Школа игры на четырёхструнной бас-гитаре
Школа игры на шестиструнной гитаре
Школа игры на пятиструнной бас-гитаре
Школа игры на шестиструнной бас-гитаре
  Пять диатонических позиций

   Пентатоника в пяти диатонических позициях
    Переходы между диатоническими позициями


 
 
В разделе "Диатоника. Тональность", где обсуждалось устройство диатоники, мы взяли гамму G (соль мажор), расположили её на струне Е (ми) и от каждой ступени этой гаммы построили соответствующие лады. Таким образом, мы покрыли часть грифа бас-гитары, от второго лада до семнадцатого, нотами одной тональности. В настоящем разделе мы продолжаем рассмотрение расположения диатоники на грифе четырёхструнной бас-гитары.
Продлив каждый лад до конца позиции, получаем семь позиций, соответствующих диатоническим ладам. Но при внимательном рассмотрении оказывается, что диатонические лады, находящиеся в полутоновом отношении фригийский минор и лидийский мажор, а также локрийский минор и ионийский мажор, попадают в одну позицию. Фактически в этих позициях изменяется только тоника, аппликатура остаётся прежней. В итоге вместо семи диатонических ладов, мы получаем пять диатонических позиций. Эти пять позиций и подлежат тщательному изучению. Во-первых, потому, что полностью включают в себя всю тональность, а во вторых потому, что все тональности устроены одинаково и эти пять диатонических позиций существуют во всех тональностях.

Сначала следует разучить каждую диатоническую позицию отдельно. И только после этого приступать к следующим упражнениям, для объединения диатонических позиций.
Существует правило для перехода в соседнюю позицию, оно заключается в следующем: если в исходной позиции, на струне, выбранной для перехода, расположен тон, то позицию меняем сразу. Полутон же, доигрываем в исходной позиции и только после этого переходим. Упражнения, представленные ниже, составлены учитывая эти правила.

Пентатоника состоит из пяти нот. Для того, что бы эти пять нот можно было свободно играть по всему грифу инструмента, мы рассмотрим как выглядит пентатоника в пяти диатонических позициях.

   Мажорно-локрийская позиция
   Дорийская позиция
   Фригийски-лидийская позиция
   Миксолидийская позиция
   Минорная позиция
   Переход между мажорно-локрийской и дорийской позициями
   Переход между дорийской и фригийски-лидийской позициями
   Переход между фригийски-лидийской и миксолидийской позициями
   Переход между миксолидийской и минорной позициями
   Переход между минорной и мажорно-локрийской позициями
Пентатоника в мажорно-локрийской позиции
   Пентатоника в дорийской позиции
Пентатоника в фригийски-лидийской позиции
Пентатоника в миксолидийской позиции
Пентатоника в минорной позиции
оглавление
    © musicsch.com 2008-2010 GennadiyKlyuevskiy
 
Школа игры на ударных инструментах
Теория
Теория
Школа игры на шестиструнной гитаре
Школа игры на бас-гитаре
Школа игры на клавишных инструментах
Школа игры на ударных инструментах
Музыкальная библиотека
Заходи не бойся...