С объективной точки зрения, искусство импровизций на любом музыкальном инструменте, можно разделить на три составляющие: 1.Чувство ритма. 2.Чувство ладо-тональности. 3.Чувство формы.
Чувство ритма вырабатывается осознанием "ритмической темперации". Тоесть выработкой чёткого ощущения многоуровневого, так сказать, дуольно-триольного деления темпо-ритма, что даёт возможность в одном и том же темпе играть быстрые или медленные "фразы".
Чувство ладо-тональности вырабатывается разучиванием музыкальных фигур (гаммы, трезвучия, септаккорды, пентатоника), рассматриваемых в данном пособии. Именно разучивание и исполнение предложенных гамм, арпеджио и т.д., даст возможность услышать как они "звучат", в смысле какая мелодия является итогом их исполнения. Важность подобных упражнений не возможно переоценить. Можно сказать сольфеджио на гитаре. Хотя по началу, связь этих упражнений с реальной музыкой не очевидна, но в итоге нельзя не согласится с тем, что такой подход является "самой короткой дорожкой" к постижению "глубин" или "высот" музыкального искусства. Так как импровизация в конце концов "дело слуха", следовательно его - "слух", в первую очередь и нужно развивать.
Чувство формы вырабатывается при осознании элементарной логической музыкальной структуры называемой "квадрат". Минимальным квадратом является один такт. В общем длина квадрата может быть любой, так как зависит от характера исполняемой музыки, но стандартно различают: однотактовый квадрат, двухтактовый квадрат, четырёхтактовый квадрат, восьми-, шестнадцати- и т.д.тактовые квадраты
Предлагаемая методика как раз и направленна на формирование и развитие у учащегося выше перечисленных качеств.
Сначала внимательно разучиваем аппликатуру, к примеру гаммы, затем пытаемся сыграть так как написано в нотах под таббулатурой. Особое значение в процессе исполнения упражнений занимает "отстукивание" ногой сильных долей такта. Во-первых, это позволяет "правильно" слышать и передавать мелодию, а во-вторых, позволяет лучше и быстрее прочувствовать ритмическую темперацию. Собственно исполнение предложенных упражнений в "ритме" является "краеугольным камнем" методики данного пособия.
Проще говоря, если вы действительно хотите научится импровизировать, вам нужно изучить предложенные музыкальные структуры и упражнения и практиковать их ежедневно, хотя бы по одному часу в день, в течении трёх - пяти лет. Чем добросовестнее вы будете заниматся и чем больше времени посвещать этим занятиям, тем быстрее добъётесь желаемых результатов. По сути, речь идёт о выработке автоматических, точнее "слуховых" навыков исполнения.
Ещё одним "краеугольным камнем" предлагаемой методики является идетичность устройства всех тональностей. В этом пособии, для рассмотрения устройства музыкальных фигур выбраны в основном тональности G (соль мажор) и Gm (соль минор), только из соображений удобства расположения на грифе гитары.
Ещё раз хочется подчеркнуть, что аппликатуры всех музыкальных фигур, приведенных в этом пособии, идентичны аппликатурам музыкальных фигур в любых тональностях. Тоесть, разучив и освоив данную апликатуру, мы можем применять её от любой ноты, расположенной на струне (ми). При этом нота, от которой мы будем начинать исполнение аппликатуры, будет давать название исполняемой гамме или арпеджио.