Школа игры на ударных инструментах
Школа игры на четырёхструнной бас-гитаре
Школа игры на шестиструнной гитаре
Школа игры на пятиструнной бас-гитаре
Школа игры на шестиструнной бас-гитаре
  Обращение трезвучий

    Диатоническое движение трезвучий
 
 

Сложные аккорды
Трезвучие, состоя из трёх нот, имеет три обращения. Что бы понять суть обращений рассмотрим их на фортепиано. Итак, трезвучие С (до мажор) состоит из нот: С (до) - первая ступень, Е (ми) - третья ступень,  G (соль) - пятая ступень гаммы до мажор. Возьмём эти ноты одновременно С, Е, G - такое расположение нот внутри трезвучия, называют "основным видом" или просто трезвучие. Теперь перенесём ноту С (до) на октаву выше, самой низкой нотой теперь будет нота Е (ми). Е, G, C - такое расположение называют секстаккордом (из-за образующегося интервала малой сексты между крайними звуками). Наконец перенесём ноту Е (ми) на октаву выше и получим последнее обращение данного трезвучия. Самой низкой теперь будет нота G (соль). Это обращение называют кварт-секстаккордом (из-за кварты между первым и вторым звуком, интервала большой сексты между крайними звуками). Следующий перенос ноты G (соль) на октаву выше, приведёт нас к исходному расположению С, Е, G , то есть к основному виду, но на октаву выше.
Очень важно помнить, что все тональности устроены одинаково. Таким образом, освоив упражнение, например в тональности Е (ми мажор), мы можем применять выученные аппликатуры в любой тональности.
На каждой ступени любого диатонического лада можно построить трезвучие. И как уже отмечалось в предыдущих разделах для того, что бы сыграть всю последовательность нам нужно три разных аппликатуры: мажорного трезвучия, минорного трезвучия и уменьшенного трезвучия.

Теперь рассмотрим, как выглядят обращения трезвучий на грифе бас-гитары. Так как бас-гитара имеет квартовый строй между всеми струнами (G, D, A, E), то аппликатуры трезвучий и от струны Е (ми) и от струны А (ля) не отличаются друг от друга.
На рисунках представленных ниже показано расположение на грифе бас-гитары, трезвучия и его обращений. На примере тональности С (до мажор) и параллельной минорной тональности Am (ля минор).
Трезвучие (в основном виде) от ноты С (до) на струне Е (ми), восьмой лад, потом секстаккорд от ноты Е (ми) на струне Е (ми), двенадцатый лад, затем квартсекстаккорд от ноты G (соль) на струне Е (ми), пятнадцатый лад. Дальше опять будет трезвучие (в основном виде) на октаву выше первоначального от ноты С (до) на струне Е (ми), двадцатый лад. Зелёными линиями обращения разделены для наглядности. 

Полученные трёх нотные фигуры являются конфигурацией С (до) мажорных и Am (ля) минорных трезвучий и их обращений. Но во всех остальных тональностях они выглядят точно так же.
  Диатоническое движение мажорного трезвучия в основном виде
   Диатоническое движение минорного трезвучия в основном виде
   Диатоническое движение мажорного секстаккорда
Диатоническое движение минорного секстаккорда
   Диатоническое движение мажорного квартсекстаккорда
   Диатоническое движение минорного квартсекстаккорда
Подобно тому, как септаккорды строятся на основе однооктавной гаммы, так же аккорды тринадцатой ступени строятся на основе двухоктавной гаммы. В пределах одной октавы семь ступеней. В двух октавах соответственно четырнадцать. Продолжая строить подобно септаккорду, по терциям, используя нечётный ряд ступеней (1, 3, 5, 7, 9, 11, 13), имеем:
септаккорды (1, 3, 5, 7),
нонаккорды "аккорды девятой ступени"(1, 3, 5, 7, 9),
ундецимаккорды "аккорды одиннадцатой ступени"(1, 3, 5, 7, 9, 11),
терцдецимаккорды "аккорды тринадцатой ступени"(1,3,5,7,9,11,13).
Обратите внимание, что терцдецимаккорд включает все семь ступеней лада, но расположенных по терциям. Можно сказать, что при построении септаккорда в одной октаве задействованными оказываются четыре ноты из семи входящих в состав лада. Три ноты, пропущенные при построении септаккорда, (2, 4, 6 ступени) в следующей октаве являются соответственно (9, 11, 13). "Аккорды тринадцатой ступени"  состоят из базового септаккорда и надстройки. Девятая, одиннадцатая и тринадцатая ступени вместе и являются надстройкой.
Зная как устроена тональность, очень просто запомнить строение диатонических терцдецимаккордов, так как надстройкой базового септаккорда всегда является следующее по ладу трезвучие. Например, в тональности G (соль мажор) на первой ступени строится терцдецимаккорд состоящий из "базового" большого мажорного септаккорда Gmaj7 и надстройки в виде трезвучия Am (ля минор), а терцдецимаккорд строящийся на второй ступени тональности G (соль мажор), состоит из "базового" малого минорного септаккорда Am7 и надстройки в виде следующего по ладу трезвучия Bm. Такое строение имеют все диатонические терцдецимаккорды. Рассмотрите внимательно аппликатуры всех терцдецимаккордов и убедитесь, что это так.
  Аккорд, строящийся на первой ступени мажорной тональности так же и аккорд шестой ступени этой же тональности или главный минорный терцдецимаккорд, являются "эталонными" так как не имеют альтерированных ступеней. Следовательно, запомнив аппликатуры этих двух аккордов, остальные можно получить альтерируя указанные ступени.

   Большой мажорный терцдецимаккорд
   Малый минорный терцдецимаккорд с повышенной тринадцатой ступенью
   Малый минорный терцдецимаккорд с пониженной девятой ступенью
   Большой мажорный терцдецимаккорд с повышенной одинадцатой ступенью
   Малый мажорный терцдецимаккорд с пониженной седьмой ступенью (доминанттерцдецимаккорд)
   Малый минорный терцдецимаккорд
   Полууменьшенный терцдецимаккорд с пониженной девятой ступенью
   Диатоническая последовательность терцдецимаккордов
оглавление
    © musicsch.com 2008-2010 GennadiyKlyuevskiy
Обращения трезвучий с басом на струне Е (ми) в мажоре
Обращения трезвучий с басом на струне Е (ми) в миноре
 
Школа игры на ударных инструментах
Теория
Теория
Школа игры на шестиструнной гитаре
Школа игры на бас-гитаре
Школа игры на клавишных инструментах
Школа игры на ударных инструментах
Музыкальная библиотека
Заходи не бойся...