Школа игры на шестиструнной гитаре
Школа игры на бас-гитаре
Школа игры на клавишных инструментах

Левая рука                                      Правая рука
Введение
  На каком инструменте научиться играть тяжелей всего? А на каком легче всего? Ответ на эти вопросы может быть не очевиден, но очень прост. Все инструменты, конечно, устроены по-разному, каждый имеет свои особенности. Отличаются даже принципы формирования звука, лежащие в основе разных инструментов (струнные, духовые, клавишные, ударные и т.д.). Но, в конце концов, на всех этих инструментах мы исполняем диатоничную музыку, следовательно, гаммы, трезвучия, септаккорды и пентатоника присущи всем инструментам (кроме некоторых ударных) и на любом инструменте нужно потратить годы на изучение и освоение (выработки слуховых навыков исполнения) выше означенных диатонических структур. Единственное, что можно гарантировать это то, что любой инструмент способен открыть для вас музыку, во всей её полноте.
Похоже, что "королём" всех инструментов является фортепиано. Недаром одно из его названий - рояль (фр. royal - королевский). И действительно восемь октав имеет далеко не каждый инструмент. Однако в двадцатом веке и без того широкие возможности, расширились ещё больше. Благодаря научно-техническому прогрессу фортепиано может "звучать" как флейта, как скрипка, как стая птиц, как проезжающий поезд или вообще как что угодно. При этом приёмы игры практически не изменились.

Тризвучие G
Тризвучие Gm
Увеличенное тризвучие Gaug
Уменьшенное тризвучие Gdim
Тризвучие Gsus
Увеличенный септаккорд Gaug7
Большой мажорный септаккорд Gmaj7
Доминантсептаккорд G7
Септаккорд Gsus9
Септаккорд Gsusb7
Минорный септаккорд Gm7
Полууменьшенный септаккорд Gm7b5
Уменьшенный септаккорд Gdim7
  Дерево аккордов
 
 
  Аккорды состоят из терций или можно сказать, что терцовое строение является основным принципом аккордового построения. Терции бывают двух видов: большие или мажорные (2 тона) и малые или минорные (1,5 тона). Комбинация этих двух видов терций и даёт нам все существующие аккорды.
  Если от тоники "взять" интервал большой терции, а от полученной ноты построить интервал малой терции, то данный аккорд будет мажорным трезвучием. Поменяв последовательность терций, сначала малая, а за ней большая терции получим минорное трезвучие. Если "взять" подряд две большие терции, получим увеличенное трезвучие. И наконец, две малые терции составят уменьшенное трезвучие. Таким образом, в музыке существует четыре разновидности трезвучий: мажорные, минорные, увеличенные и уменьшенные. Мажорные и минорные трезвучия являются основой ладотональной (диатонической) музыки. Увеличенные и уменьшенные трезвучия всегда выполняют вспомогательную роль.
  Дерево аккордов это попытка наглядно показать "родословную" любого аккорда имеющегося в музыке. Римской цифрой I обозначена тоника. Как только мы выбираем III третью ступень, мажорную или минорную, то мы выбираем, целую "ветку", в музыке говорят - наклонение лада (мажорное или минорное). Дальше мажорная "ветка" делится на мажорное трезвучие и увеличенное трезвучие, а минорная соответственно на минорное и уменьшенное трезвучие. Если продолжить построение в подобном духе, то есть к полученным трезвучиям достраивать большую или малую терции, то каждое трезвучие даст нам два септаккорда. Таким образом "аккордовое дерево" демонстрирует все возможные комбинации терций и следовательно, все возможные трезвучия, а так же все возможные септаккорды тональности.
Данная картинка интерактивна. При наведении "мышки" на кружок с надписью аккорда или септаккорда, кружки изменяют свой цвет. При нажатии, в новом окне открывается картинка, показывающая на клавиатуре трезвучия или септаккорды и их обращения.


оглавление
    © musicsch.com 2008-2010 GennadiyKlyuevskiy
  Данное пособие написано для того чтобы помочь пианистам разобраться с определением и построением аккордов в современной ("поп", "рок", "джаз") музыке. Начать лучше с того, что все аккорды во всех тональностях абсолютно идентичны. Сразу нужно разобраться, как строятся трезвучия (в основном виде), мажорные и минорные, во всех тональностях. Также рассмотреть, как строятся уменьшенные и увеличенные трезвучия. Некоторое время поупражняться в определении мажорных и минорных трезвучий (в основном виде). Разучить несколько произведений, опираясь на аккордовую гармонизацию. Можно использовать рок-реалбук или джаз-реалбук. Усвоив как строятся трезвучия (в основном виде), можно переходить к использованию обращений трезвучий. Подобным образом следует рассматривать и септаккорды. Сначала септаккорды (в основном виде), большой мажорный Xmaj7, малый мажорный X7, малый минорный Xm7, большой минорный Xm+7 , полууменьшенный Xm7b5, уменьшенный Xdim7 септаккорды. И только после этого переходите к использованию септаккордовых обращений. 

Некоторые варианты аккордовых расположений
Рис.1- одно из простейших расположений "на две руки"- может быть использовано, например, при аккомпанементе солирующему инструменту в дуэте.
Рис.2 - то же расположение, с использованием дополнительных ступеней - надстроек для придания более выразительной окраски аккорду.
Рис.3 - Расположение аккорда в левой руке без тоники. Может быть использовано во время импровизации в правой руке, с аккомпанементом баса (схематически партия баса указана четвертными нотами).
Рис.4 - Широкое расположение без тоники - для аккомпанемента солирующему инструменту при участии баса.
Рис.5 - варианты расположения часто встречающегося аккорда с 13-й ступенью. Как видно в последнем такте в басу может быть использована тритоновая замена функции, что также придаёт новую окраску звучания.
Большой минорный септаккорд
Школа игры на ударных инструментах
Теория
Теория
Школа игры на шестиструнной гитаре
Школа игры на бас-гитаре
Школа игры на клавишных инструментах
Школа игры на ударных инструментах
Музыкальная библиотека
Заходи не бойся...