Школа игры на шестиструнной гитаре
Школа игры на бас-гитаре
Школа игры на клавишных инструментах

Основные техники
  Основным ударом при игре на барабанах является так называемый запястный удар (wrist). Держа палочку в руке, мы наносим удар не всей рукой, а только кистью, при этом активнее всех работает именно запястный сустав. Если попросить любого человека ударить палочкой по малому барабану, то скорее всего у него интуитивно получится именно запястный удар (wrist), так как бить всей рукой не только неудобно, но и громко. Вобщем запястный удар (wrist) можно назвать ударом по умолчанию. Хоть этот удар и является очень удобным и естественным, всё же на больших скоростях предплечье начинает зажиматься и от этого рука быстро устаёт. К тому же палочка имеет свой собственный вес и отскакивает от натянутого пластика. Это обстоятельство давно  заметили барабанщики и поняли, что после определённых занятий эти отскоки можно поставить себе на службу. Во введении мы уже обсуждали такие понятия, как захват (grip) и замок (fulcrum). Именно благодаря этим приёмам, появляется возможность контролировать отскок палочки от пластика.
  Обычно на первом занятии мы находим точку баланса палочки. Место хвата, при котором палочка имеет наиболее свободный отскок. Находим точку равновесия палочки и отступаем 2-3 сантиметра в сторону толстого конца. В найденной точке баланса зажмите палочку между подушечкой большого пальца и второй фалангой указательного (ближе к месту сгиба по направлению к ногтю). Образованный зажим в пальцах и называется замок (fulcrum). Его задача создание условий для свободного вращения палочки на созданной точке опоры из фаланги (либо сустава) указательного пальца. Степень зажима палочки каждый определяет для себя сам на практике. Главное условие это избегать напряжения в мышцах, пусть даже и ценой выскальзывания палочек из рук.
  Очень важно понять "физику" процесса; как наносится удар, как палка отскакивает и как этот отскок контролировать. Нужно научиться контролировать естественные природные силы, которые действуют на палки во время игры. Другими словами, в идеале нужно подогнать движение своих рук под то естественное движение палки, к которому она тяготеет и добавить эргономичную мышечную работу.
Эти послеударные отскоки называют рудиментами. Официально, история рудиментов насчитывает почти двести лет. В 1812 году Чарльз Стюарт Эшворд опубликовал учебное пособие "Новая, полезная и полная система игры на барабанах". Естественно, что за такой длительный срок рудименты стали основой профессиональной техники игры на барабанах. Современная международная классификация включает в себя сорок различных рудиментов.  Рудименты - своего рода упражнения, позволяющие натренировать мышечную память, добиться свободы и лёгкости в игре, а так же точности в передаче ритмической структуры. Отработка рудиментов является основой формирования навыков игры и развития техники исполнения.
Для отработки техники вам и не понадобится целая установка. Вам нужен только тренировочный пэд.
Тренировочные пэды выпускают разные фирмы. На этих пэдах "правильная" специальная резина с "правильным" отскоком.
Можно сделать и "самодельный" пэд, но при этом нужно особое внимание обратить на поиск резины с "правильным" отскоком. Она может быть чуть толще - и отскок уже будет совсем не тот. Отскок должен быть подобным отскоку палочки от малого барабана.
Существуют так же и другие поверхности для отработки различных ударов, например подушечка наполненная песком или другим сыпучим материалом, гасящим отскок. Для отработки кистевого удара (wrist).
Но, конечно же, техники включающие отскок, как составную часть удара, лучше отрабатывать используя пэд. Одно дело - просто отрабатывать рисунок, а другое дело - тренировать руки, играя рудименты. С пэдом у вас не будет никаких проблем, руки будут работать на поверхности с идеально подобным отскоком как у настоящего малого барабана, при этом вы не будете мешать ни близким, ни соседям.

Исполнение рудиментов
При обучении или демонстрации различных рудиментов их играют медленно, с максимальным контролем и четкостью, затем скорость доводится до максимальной, и затем замедляется до первоначальной. Несмотря на изменения скорости, во время исполнения громкость ударов должна оставаться одинаковой.

Классификация рудиментов
I.  Дроби (Rolls)
1. Дробь одиночными ударами (Single Stroke Roll)
2. Дробь триолями (Single Stroke Four)
3. Дробь секстолями (Single Stroke Seven)
B) Дробь с отскоком (Multiple bounce roll rudiments)
4. Дробь без определённого количества отскоков (Multiple Bounce Roll)
5. Дробь по 3 отскока (Triple Stroke Roll)
C) Дробь двойными ударами (Double stroke open roll Rudiments)
Эти дроби состоят из поочередных двойных ударов (дидлов.) Количество - от 2 до 9.
II. Парадидлы
Парадидлы состоят из отрезков по 4 ноты, со смешанными двойными и одиночными ударами каждой рукой. (ПЛПП ЛПЛЛ). При последовательном исполнении парадидлов, первый удар приходится поочередно на правую и левую руку.
16. Одиночный парадидл
A) Single Stroke Roll Rudiments
6. Double Stroke Open Roll
7. Five Stroke Open Roll
8. Six Stroke Roll
9. Seven Storke Roll
10. Nine Stroke Roll
17. Двойной парадидл
18. Тройной парадидл
19. Парадидл-дидл
III. Форшлаг (Flam)
Этот прием заключается в коротком и негромком "пред-ударе", украшающем основной звук.
20. Flam (форшлаг)
  21. Flam Accent
22. Flam Tap
27. Pataflafla  (Пата-фла-фла) (дробь из 4 ударов с форшлагами на 1м и 4м)
28. Swiss Army Triplet - триоли с форшлагом на 1 ударе.
IV.  Двойной форшлаг (Drag)
Аналогичен обычному форшлагу, но содержит 2 предудара.
11. Ten Stroke Roll
12. Eleven Stroke Roll
13. Thirteen Stroke Roll
14. Fifteen Stroke Roll
15. Seventeen Stroke Roll
23. Flamacue
24. Flam Paradiddle
25. Single Flamed Mill
26. Flam Paradiddle-Diddle
29. Inverted Flam Tap
30. Flam Drag
31. Drag
32. Single Drag Tap
33. Double Drag Tap
34. Lesson 25
35. Single Dragdiddle
36. Drag Paradiddle 1
37. Drag Paradiddle 2
38. Single Ratamacue
39. Double Ratamacue
40. Triple Ratamacue
В 1925 году издательство "Ludwig Drum Company" выпустило книгу Стэнфорда Моллера "The Art of Drumming" именно эта книга впоследствии и дала дорогу целому направлению по изучению техники исполнения рудиментов на барабанах.
Очень сложно самостоятельно понять, в чём состоит суть техники Моллера, это связанно с тем, что не достаточно просто понять, что и как делать, но нужно ещё физически прочувствовать результат правильно проведённого движения. А так как движение это является сложным, в смысле состоит из нескольких частей, то очень важно внимательно рассмотреть и понять, каждую часть отдельно, а потом соединить их в одно цельное движение.
Основой техники является хлыстообразное (whiping) движение руки. Показывает Дейв Вэйкл.

Пальцевая техника (fingers)
Пальцевая техника (fingers), тоже является достаточно распространенной. Палочка так же удерживается замком (fulcrum), а мизинец и безымянный пальцы, подбивают толстый конец палочки вверх, соответственно тонкий конец палочки опускается вниз. Коснувшись пластика, палочка отскакивает и возвращается в исходное положение. Пальцевая техника позволяет быстро исполнять рудименты, но сила удара ограничивается отсутствием движения запястья. Соответственно ограниченна и громкость исполняемых ударов. Показывает Джо Джо Мэйер.
Техника моллера
С первого кадра по девятый длится хлыстообразное движение (downstroke). После того как палочка касается пластика, запястье остается расслабленным и так как кисть руки удерживает палочку, отскок от пластика увлекает кисть вместе с палочкой вверх(10). Затем начинается следующее хлыстообразное движение (11). Предплечье начинает двигаться вверх, запястье остаётся расслабленным и палочка второй раз ударяет по пластику (upstroke) (12). Таким образом, одно движение предплечья даёт два удара по малому барабану.
Самым сложным моментом техники моллера является то, что удерживая палочку в замке (fulcrum) нужно добиться полной расслабленности запястья. Именно это обстоятельство и является непреодолимым препятствием, без определённых упражнений.
Для лучшего усвоения техники моллера были разработаны специальные обозначения, используемые при разучивании упражнений, а так же введены названия отдельных частей сложного удара моллера.

Если между ударами downstroke и upstroke добавить короткий удар tap, то получится три удара за  одно движение предплечья вниз и вверх. Этот удар называется триоль моллера. Именно этот удар показан на покадровом рисунке ниже в исполнении Джима Чепина.
Отскоки (rebounds)
Возьмите палочку "сильной" рукой, (если вы правша, то правой рукой, а если левша то левой) в замок (fulcrum) и ударьте по малому барабану. Держать палочку нужно именно двумя пальцами, остальные пальцы в этом ударе не должны участвовать. Кисть является монолитным продолжением предплечья, запястный сустав неподвижен. При таком ударе палочка совершает ряд отскоков. От скорости подъёма предплечья и силы удара зависит большее или меньшее количество отскоков. А теперь попробуйте ударить так, что бы получилось всего два звука, один удар и один отскок - то есть "двойка". Сначала прочувствуйте движение одной рукой "сильной", за тем скопируйте это движение "слабой" рукой. Движение "сильной" руки, является как бы образцом для движения "слабой" руки. Этот принцип применим к любой барабанной технике, естественно только при  симметричном захвате (matched grip). Этой техникой так же исполняются рудименты. Техникой отскока можно играть и по три и по четыре и более отскоков в каждой руке. Но сила звука при такой технике ограничивается диапазоном движения предплечий. Показывает Дом Фамуларо.
Техника моллера для ног
Исполнение "двойки" моллера ногой можно описать, как попеременное чередование ударов downhill и uphill.  Обратите внимание на рисунок. Нога как бы отталкивается для прыжка, перекатываясь с пятки на носок. Бедро расслабленно, поэтому нога,  оттолкнувшись от педали, при этом нанеся удар, как бы взлетает над педалью, давая калатушке отскочить от пластика (downhill with transition) . Расслабленная нога свободно падает назад на педаль, имея возможность нанести удар uphill. После удара uphill, нога опускается на пятку и носок поднимается, давая возможность калатушке отскочить (uphill with transition). И опять всё сначала.  
Триоль моллера
 
 
При правильном исполнении удара техникой моллера, приложения силы требует только начальное хлыстообразное движение (whipping) на рисунке это первые два кадра (замах). Все остальные фазы этого составного удара используют энергию отскоков. Фактически палочка "сама" отскакивает, а сложная траектория руки не должна нарушать естественного движения палочки.
Для того, что бы выработать правильное движение руки, мастера настоятельно советуют практиковать по фазное исполнение удара моллера. На покадровом рисунке эти фазы обозначены словом "пауза".  Первая фаза: удар downstroke (1-7). Вторая фаза: удар tap (9-11). Третья фаза: удар upstroke (13-15). 

Триоль моллера начинается с удара (uphill with transition). Продолжает движение удар (downhill) и заканчивает движение удар (uphill with transition). Для лучшего освоения этого сложного движения, рекомендуется в начале занятий отрабатывать удар каждой ногой отдельно и в медленном темпе.
   Дуоль моллера
  оглавление

    © musicsch.com 2008-2010 GennadiyKlyuevskiy
Школа игры на ударных инструментах
Теория
Теория
Школа игры на шестиструнной гитаре
Школа игры на бас-гитаре
Школа игры на клавишных инструментах
Школа игры на ударных инструментах
Музыкальная библиотека
Заходи не бойся...
Представленные выше упражнения, взяты из школы известного российского музыканта и преподавателя Тиграна Пантелеева.