Школа игры на клавишных инструментах.
Теория
Школа игры на шестиструнной гитаре
Bass School
Школа игры на клавишных инструментах
Школа игры на ударных инструментах
Музыкальная библиотека
Заходи не бойся...
Школа игры на бас-гитаре

        Пять диатонических позиций
 

  Пентатоника в пяти диатонических позициях
 
   Переходы между диатоническими позициями

Если внимательно посмотреть на расположение диатонических ладов на грифе гитары, то можно заметить, что некоторые ладовые позиции накладываются друг на друга. А именно, в том месте, где ступени лада расположенны в полутоновом отношении. Тоесть, между натурально-мажорным ладом и локрийским, а также между фригийским и лидийским ладами. Это наложение аппликатур двух соседних ладов приводит к тому, что оба лада находятся практически в одной и той же позиции. Таким образом семь диатонических ладов исполняются в пяти позициях. Тоесть диатоника, содержащая в себе два тональных центра (мажорный и минорный), практически "укладывается" в пять позиций. Именно эти пять позиций нам и нужно изучить для того, чтобы музыцируя в любом месте на грифе гитары мы могли знать, какие ноты принадлежат выбранной нами тональности, а какие не входят в эту тональность.
  Следует заметить, что нужно отличать диатонические лады от диатонических позиций. Говоря о диатонических ладах подразумевают некоторое отличие в звучании по сравнению с натуральными мажором и минором. Тогда как говоря о диатонических позициях подразумевают пять позиций, в которые на грифе гитары укладываются тональности натуральных мажора или минора.

Для усвоения пяти диатонических позиций предлагается набор следующих упражнений.
В начале нужно разучить каждую позицию отдельно, а затем переходить к объединению позиций. Начинаем играть от ноты G, расположенной на шестой струне Е (ми) в мажорно-локрийской поиции, доходим до первой струны. Совершаем переход в соседнюю дорийскую позицию и по дорийской позиции поднимаемся назад к шестой струне. Затем опять переходим в мажорно-локрийскую позицию, тем самым завершая круг. Таким же образом мы можем сыграть и обратный круг. Начинаем от той же ноты G, затем сразу же переходим в дорийскую позицию. Двигаемся по дорийской позиции к первой струне. На первой струне совершаем переход назад в мажорно-локрийскую и по этой позиции поднинаемся назад к шестой струне. Оба выше описанных "круга" в нотной записи выглядят абсолютно одинаково.
Существует простое правило перехода в соседнюю позицию. Суть его в том, что если на выбранной для перехода струне первым интервалом является "тон", то сыгав первую ноту на этой струне, сразу же осуществляем переход. Если же на переходной струне первый интервал "полтона", то нужно сыграть эти полтона в начальной позиции и только потом переходить в соседнюю. В рассмотренных выше упражнениях такие переходы мы осуществляем на первой струне и на шестой. А вообще-то, переход в соседнюю позицию можно выполнять на любой струне в зависимости от поставленной задачи.

Пентатонику как лад так же можно рассмотреть в пяти позициях. В каждой позиции выделенна тоника. Очень полезно изучить все пять позиций.
На рисунках показано расположение пентатоники G (соль мажор), а также пентатоники одноимённой минорной тональности Gm (соль минор) на грифе гитары.  Разноцветными линиями очерчены диатонические позиции.
Пентатоника G в  мажорно-локрийской позиции
  Пентатоника G в дорийской позиции
  Пентатоника G в фригийски-лидийской позиции
  Пентатоника G в миксолидийской позиции
  Пентатоника G в минорной позиции
Переход между мажорно-локрийской и дорийской позициями
  Переход между дорийской и фригийски-лидийской позициями
  Переход между фригийски-лидийской и миксолидийской позициями
  Переход между миксолидийской и минорной позициями
Переход между минорной и мажорно-локрийской позициями
Мажорно-локрийская позиция
  Дорийская позиция
Фригийски-лидийская позиция
  Миксолидийская позиция
   Минорная позиция
Посмотрите внимательно на эти два рисунка. Они дают возможность наглядно пронаблюдать идентичность пяти диатонических позиций в разных тональностях.
оглавление
   © musicsch.com 2008-2010 GennadiyKlyuevskiy
 
Школа игры на ударных инструментах
Теория

Фрагменты видео школы "Музыка из-под пальцев"
Основы импровизации на гитаре.
Созданной по материалам этого сайта.
Подписывайтесь, материал будет пополнятся!