Школа игры на клавишных инструментах.
Теория
Школа игры на шестиструнной гитаре
Школа игры на клавишных инструментах
Школа игры на ударных инструментах
Музыкальная библиотека
Заходи не бойся...
Школа игры на бас-гитаре
Кварто-квинтовый круг
 
Кварто-квинтовый круг внутри тональности

 
Расположение кварто-квинтового круга на шестиструнной гитаре
На каждой струне,  благодаря наличию обертонов, мы имеем стройную систему флажолетов. Собственно обертоны, извлечённые на струне, и называют флажолетами (старофр. flageolet - флейта, из-за похожести звучания). Здесь мы не будем углублятся в "физику" происходящих процессов, отметим лишь,что великий греческий философ Пифагор открыл всё современное строение музыки, изучая именно расположение флажолетов или обертонов
на одной струне. 
Рассмотрим на примере струны D (ре):
   1 - целая струна нота D (ре), I - первая ступень лада,
2 - пополам  нота D (ре) на октаву выше,  I - первая ступень лада,
3 - одна треть нота А (ля), V - пятая ступень лада,
  4 - половину, пополам нота D(ре) на две октавы выше от исходной, I - первая ступень лада,
  5 - одна пятая исходной струны даёт ноту F# (фа диез), III - третья ступень лада,
  6 - одна шестая повторяет деление на три, опять нота А (ля), но на октаву выше, V - пятая ступень лада,
  7 - одна седьмая часть, нота С (до), получается пониженная VII - седьмая ступень в тональности D (ре мажор),
  8 - деление на восемь опять даёт ноту D(ре) на три октавы выше от исходной, I - первая ступень лада,
  9 - одна девятая часть даёт ноту Е (ми) это IX девятая или II - вторая ступень лада,
10 - повторяет пятую на октаву выше, нота F# (фа диез), III - третья ступень лада,
11  - одна одиннадцатая, в данном случае повышенная одиннадцатая или повышенная четвёртая (тритон), нота G# (соль диез) повышенная IV - четвёртая ступень лада,
12 - опять нота А (ля), на октаву выше одной шестой, V - пятая ступень лада,
13 - при делении на тринадцать, получаем так же альтерированную тринадцатую аккордовую ступень, ноту Bb (cи бемоль), пониженная VI - шестая ступень лада,
14 - деление на четырнадцать повторяет деление на семь и даёт ноту С (до), пониженная VII - седьмая ступень лада,
15 - одна пятнадцатая часть даёт натуральную седьмую ступень тональности D (ре мажор), нота С# (до диез) натуральная VII - седьмая ступень лада,
16 - и наконец, одна шестнадцатая часть опять повторяет тонику лада ноту D (ре), но на четыре октавы выше от исходной. I - первая ступень лада.
Теоретически можно продолжать делить струну на весь ряд натуральных чисел, тоесть до бесконечности, но на практике, попробуйте найти все выше рассмотренные флажолеты (обертоны, гармоники) на гитаре и вы увидете, что чем дальше от начала мы продвигаемся, тем флажолеты становятся по частоте - выше, а по громкости - тише и извлекать их становится труднее. Так что после двенадцатого деления (квинтового), извлечение флажолетов вообще становится проблематичным, не говоря уже о делении на 17,18,19 и т.д.
Итак, если извлечь звук из открытой струны D(ре), то для нашего слуха её звучание ограничевается единственной нотой - ре первой октавы. Это и есть основной тон, ядро данного звука. Однако одновременно с нотой D (ре) звучит и множество других тонов, которые мы называем обертонами, или гармониками. Хотя по большей части обертоны на слух неразличимы, каждый из них вносит собственный оттенок в общую окраску или тембр звука. Все инструменты производят те или иные обертоны. Именно обертонами объясняется  тембровая окраска отдельных звуков и уникальность звучания. инструмента.
  
Первый рисунок показывает расположение нот кварто-квинтового круга в первой позиции. На втором рисунке показонно расположение кварто-квинтового круга на двух соседних струнах настроенных в кварту.
Обертона, гармоники, флажолеты
Родством тональностей называется соотношение двух тональностей, определяемое количеством и значением общих аккордов (тоесть аккордов, состоящих из звуков, которые встречаются в обеих тональностях).
     В первой степени родства находятся тональности, состоящие в отношениях - T,S,D (главные ступени лада - тоника, субдоминанта, доминанта), тоесть I - первая ступень (T), IV - четвёртая ступень(S), V - пятая ступень(D), а также их паралельные тональности. И ещё тональность гармонической субдоминанты. К до мажору - фа мажор, соль мажор, их "паралели"- ля минор, ре минор, ми минор. В миноре подобная ситуация, тоесть I - первая ступень, IV - четвёртая ступень, V - пятая ступень, а также их паралельные тональности. К ля минору - ре минор, ми минор, их "паралели" - до мажор, фа мажор, соль мажор. Ещё проще можно определить тональности первой степени родства как отличающиеся от исходной на один ключевой знак.
     В диатонической музыке тональности многообразно и сложно взаимодействуют. Нижеследующие отношения тональностей закреплены терминологически:
     Параллельные тональности - мажорная и минорная тональности, внешний признак "параллелизма" - одинаковые ключевые знаки. Суть "параллелизма" - общий для обеих тональностей набор звукоступеней (высотных позиций) при несовпадении приписываемых этим звукоступеням тональных функций. Звукоряды параллельных тональностей отстоят друг от друга на малую терцию: мажорная сверху, минорная снизу (например, до мажор - ля минор, фа-диез мажор и ре-диез минор, си-бемоль мажор и соль минор и т. д.). При модуляции параллельные тональности являются наиболее близкими, так как содержат семь общих трезвучий.
     Одноимённые тональности - тональности с одинаковыми тониками, принадлежащие к противоположным ладовым наклонениям (например, соль мажор и соль минор). Мажорная и минорная одноимённые тональности отстоят друг от друга по кварто-квинтовому кругу на три знака (мажор - в сторону диезов, минор - в сторону бемолей).
     Однотерцовые тональности - две тональности, в тонических трезвучиях которых терцовый тон является общим (например: до мажор - до-диез минор; общий терцовый тон ми). Такие тональности принадлежат к разным ладам и отстоят друг от друга на полтона (причём мажорная расположена ниже).
В английской терминологической системе параллельные тональности называются «относительными» (relative keys), а одноимённые — «параллельными» (parallel keys), что нередко порождает путаницу в переводах английской музыкально-теоретической литературы на русский язык.
Всего двенадцати-равно-полутоновая система, рассматриваемая здесь, содержит двадцать четыре тональности. Двенадцать мажорных и двенадцать минорных.
Если начиная от тональности до мажор, её тонического трезвучия, двигаться всё время на кварту вверх или на квинту вниз (кварта и квинта являются обращениями друг друга), то ровно через двенадцать "шагов" мы опять вернёмся в тональность до мажор, пройдя при этом все двенадцать мажорных тональностей. Если будем двигать минор по квартам, то пройдём все двенадцать минорных тональностей. Это и есть кварто-квинтовый круг. По кварто-квинтовому кругу можно двигаться и в обратную сторону, тоесть квинта вверх или кварта вниз. Благодаря своей естественности, кварто-квинтовое движение является одним из видов стандартного гармонического движения.
Разучив предложенные в этом разделе упражнения и запомнив кварто-квинтовые последовательности аккордов, можно не учить наизусть колличество и расположение ключевых знаков в каждой тональности. Так как зная квато-квинтовую последовательность, очень легко посчтать, начиная от начала круга, тоесть от тональности, не содержащей ключевых знаков. Расположение ключевых знаков так же всегда одинаково и так же основанно на кварто-квинтовом круге. Бемоли начинаются от ноты си бемоль и добавляются с каждым кварто-квинтовым шагом на кварту выше или на квинту ниже: си бемоль, ми бемоль, ля бемоль,
ре бемоль, соль бемоль и т.д. Диезы начинаются от ноты фа диез и так же добавляются с каждым кварто-квинтовым шагом, но в обратном направлении, тоесть на квинту выше или на кварту ниже: фа диез, до диез, соль диез, ре диез, ля диез и т.д.

Предлагаемые упражнения являются кварто-квинтовыми последовательностями септ и нонаккордов. Последовательности представленны аранжерованными аккордами от басов, расположенных на разных струнах. Работа над этими упражнениями позволит вам  одновременно запоминая кварто-квинтовую последовательность, выучить также стандартные аппликатуры аранжерованных септ и нонаккордов.
Аккорды тональности также можно расположить по кварто-квинтовому кругу, нарушив в одном месте кварто-квинтовую последовательность. На примере соль мажорной тональности видно, что на втором кварто-квинтовом "шаге" последовательность нарушается, так как в тональности соль мажор нет ноты фа, а есть фа диез и нам приходится вместо кварты (два с половиной тона) перейти на тритон вверх или вниз, для того что бы остаться в тональности. Дальше движемся по квартам, пока опять не приходим в тот аккорд с которого начали. Таким образом мы как бы сокращаем стандартную кварто-квинтовую последовательность, втискивая её в рамки одной тональности. Обратите внимание, что при игре кварто-квинтовой последовательности внутри тональности, используются аккорды строящиеся на ступенях данной тональности.
Кварто-квинтовое движение большого мажорного септаккорда
  Кварто-квинтовое движение малого минорного септаккорда
Кварто-квинтовое движение малого мажорного септаккорда (доминантсепт.)
  оглавление
Кварто-квинтовое движение большого мажорного септаккорда

    © musicsch.com 2008-2010 GennadiyKlyuevskiy
 
Школа игры на ударных инструментах
Теория

Фрагменты видео школы "Музыка из-под пальцев"
Основы импровизации на гитаре.
Созданной по материалам этого сайта.
Подписывайтесь, материал будет пополнятся!